Контакты

Сворень Рудольф Анатольевич «Шаг за шагом. Транзисторы. Сворень Р. А. — Электроника шаг за шагом Электроника шаг за шагом скачать fb2

Рудольф Анатольевич Сворень (29 мая 1927 — 30 мая 2018) — советский и российский радиоинженер, журналист и писатель, кандидат педагогических наук. Популяризатор в области электроники, работал в журналах «Радио», «Наука и жизнь». Издано 13 его книг, общий тираж которых превысил 8 миллионов. Среди них — энциклопедия юного радиолюбителя «Электроника шаг за шагом». В последние годы жизни Рудольф Сворень проживал в Бостоне, США, штат Массачусетс.

В 1950 году окончил Одесский электротехнический институт связи (ОЭИС) по специальности «Инженер-электрик радиосвязи». В 1950-52 годах работал в городе Фрунзе (ныне Бишкек) дежурным инженером на местном средневолновом радиовещательном передатчике, затем — в лаборатории радиорелейной линии связи.

В 1952-56 годах преподавал основы электро- и радиотехники в «Центральной школе технической подготовки ДОСААФ СССР» в Подмосковье. С 1956 года работал в журнале «Радио», был одним из инициаторов подготовки статей о будущих запусках первых советских искусственных спутников земли, о наблюдении за их сигналами с описанием практических конструкций для проведения и техники этих наблюдений. Эти статьи помогли тысячам радиолюбителей услышать в своих радиоприёмниках позывные первого ИСЗ.

В 1963 году вышли в свет первые книги Р.А. Свореня — «Шаг за шагом. От детекторного приемника до супергетеродина» и «Ваш радиоприемник».

В 1964 году перешел на работу в журнал «Наука и жизнь», где был специальным корреспондентом, заведующим отдела, заместителем главного редактора.

В 1979 году была издана самая известная книга Р.А. Свореня «Электроника шаг за шагом. Практическая энциклопедия юного радиолюбителя», которая выдержала четыре издания, последнее — в 2001 году в виде выпуска № 1248 серии «Массовая РадиоБиблиотека». В 2012 была напечатана последняя из серии книг об основах электротехники и электроники — «Электричество шаг за шагом».

До конца своих дней Рудольф Анатольевич работал над книгой «Самое главное — понять самое главное» и серией популярных брошюр «Мир устроен очень просто», а также готовил 5-е издание своего бестселлера «Электроника шаг за шагом. Практическая энциклопедия юного радиолюбителя».

Последние годы жизни проживал в Бостоне. После ухудшения здоровья переехал в Питтсбург, где провел оставшиеся время в кругу своей семьи.

Книги (6)

Ваш радиоприемник

Книга «Ваш радиоприемник» — удачный пример того, как можно просто, занимательно и в то же время достаточно конкретно рассказать о радиоэлектронной технике.

Эта книга будет полезной не только для тех, кто хочет поближе познакомиться со своим приемником, но в первую очередь для тех, кто испытывает потребность познакомиться с основами современной радиоэлектроники.

Шаг за шагом. От детекторного приемника до супергетеродина

Эта книга для тех, кто хочет стать радиолюбителем-конструктором и строить замечательные электронные приборы — приемники, усилители, радиостанции, магнитофоны. Начиная с простейшего детекторного приемника, постепенно, шаг за шагом, читатель познакомится с принципом работы, схемами и устройством различных самодельных приемников, включая многоламповые супергетеродины.

В книге коротко изложены элементы электротехники, которые нужно знать радиолюбителю, описана работа основных радиотехнических деталей — электронных ламп, полупроводниковых приборов, трансформаторов, колебательных контуров, а также приводятся справочные данные, необходимые радиолюбителю для самостоятельной работы.

Шаг за шагом. Транзисторы

Книга написана простым языком и ориентирована на средний и старший школьный возраст. В ней автор доступным языком излагает основы работы полупроводниковых приборов. Книга сопровождается множеством иллюстраций, благодаря чему шаг за шагом постигается сложный мир внутри транзисторов.

Поскольку книга больше ориентирована на детей, то повествование идет буквально «на пальцах», не используется никаких сложных формул или вычислений — только как полупроводниковые приборы работают и как их использовать.

Шаг за шагом. Усилители и радиоузлы

В книге рассказано о ламповых усилителях низкой частоты, громкоговорителях и их акустическом оформлении, о некоторых путях улучшения качества звучания радиоаппаратуры.

Рассказ об основах радиоэлектроники и принципах усиления иллюстрируется схемами и описаниями радиолюбительских конструкций: радиограммофонов, высококачественных усилителей, простого школьного радиоузла, акустических агрегатов.

Электроника шаг за шагом. Практическая энциклопедия юного радиолюбителя

В практическую энциклопедию радиолюбителя входят популярные рассказы об основах электротехники, электроники и радиотехники, о звукозаписи, телевидении, радиоприеме, электронной музыке, об автоматике и вычислительной технике.

В книге много практических схем и описаний конструкций для самостоятельного изготовления. Большую помощь радиолюбителю в его практической работе окажет имеющийся в книге справочный материал. Оставив почти без изменений основную (учебную) часть книги, автор добавил к ней 128 коротких рассказов о современных приборах, методах и применениях электроники, а также разработал для книги 200 новых иллюстраций, объединив их в «Веселый конспект».

Для широкого круга радиолюбителей, может быть полезна учащимся школ и техникумов.

  • Биографии гиков ,
  • Космонавтика ,
  • Электроника для начинающих
  • Сегодня день Космонавтики - в такие дни мы всегда испытываем гордость за страну, за людей, благодаря кому наша страна (в то время Советский Союз) достигла таких высот. Каждое достижение - это результат работы многих людей, работы энтузиастов - людей влюбленных в своё дело. И человек о котором мы сегодня хотим рассказать - так же внес свой вклад в развитие просвещения, знаний и зарождение любви к техническому творчеству среди молодежи.

    Книга “Электроника шаг за шагом” - возможно знакома многим, кто увлекся электроникой в детстве, многие отмечают простоту и доступность материала. Её автор - Рудольф Сворень , человек знаменательный, но мало известный современниками. И мы хотели бы опубликовать его воспоминания.

    Благодаря этому человеку - возможно, мир узнал о запуске искусственного спутника до самого события, и радиолюбители смогли подготовиться и принять сигналы - что для многих было запоминающимся событием на всю жизнь, и объединяющим людей из многих стран.

    Этот человек чьи книги по основам радио-электроники выпускались миллионными тиражами в СССР, и внесли вклад в появление увлеченных электроникой людей.

    Материалы публикуются впервые. Руслан - это - благодаря его усилиям, удалось установить контакт с Рудольфом Анатольевичем (в США).

    Дорогой Руслан! Я обещал Вам рассказать о том, как из радиоинженера получился профессиональный журналист и сейчас попробую это сделать. Начну с конца – в январе 1950 года (в возрасте 23 года) я окончил Одесский электротехнический институт связи (ОЭИС) с профессией «Инженер-электрик радиосвязи». По законам того времени получил назначение на работу в городе Фрунзе (ныне Бишкек) в Министерстве связи Киргизии. Перед отъездом из Одессы я поженился с пианисткой Екатериной Заславской, которая жила с братом, матерью и отчимом (отец погиб на фронте) в одной комнате на первом этаже старого одноэтажного дома недалеко от одесского вокзала. Мы с Катей прожили вместе более 50 лет.

    Первое время во Фрунзе я работал дежурным инженером на местном средневолновом радиовещательном передатчике. Довольно быстро привык к непривычному – к совершенно непонятным мне радиопередачам на киргизском языке, к мощным усилительным лампам метровых размеров с водяным охлаждением, к высокой передающей антенне (высотой метров двести), к жестким правилам техники безопасности. Скажем к тому, что определенный тип объявлений (например, «На антенне работают люди») имеет право снять только лично тот человек , который объявление повесил. Я запомнил это на всю жизнь.

    Передатчик находился на окраине города и ввиду отсутствия транспорта я добирался туда пешком (нам временно дали небольшую комнату в городе в трехкомнатной квартире) - утром час туда, вечером час обратно. Первое время жили очень трудно и бедно, скажу честно – просто голодали. Зарплата мизерная, в магазинах вообще ничего нет. Катя сразу пошла работать в детский сад музыкальным воспитателем, а я после работы ходил на приработки, в основном чинил приемники.


    Однажды, помню, попался раздолбанный СВД-9, я с ним дня три провозился и все же что-то сделал. Но от оплаты отказался – хозяин, судя по всему, был еще бедней меня.

    Через несколько недель меня перевели в город, в небольшую лабораторию, которая занималась обслуживанием и совершенствованием (а в свое время и постройкой) первой, наверное, в нашей стране радиорелейной линии связи. Дело в том, что две крупные области Киргизии Джалал-Абадская и Ошская как бы отделены от остальной части республики и её столицы двумя большими горными хребтами. Чтобы попасть из Бишкека (Фрунзе) в Джалал-Абад или в Ош нужно сделать огромную петлю и объехать эти горные хребты через Ташкент. Таким же длинным путем идут телефонные линии на столбах и телефонная связь с «захребетными» областями, как правило, всегда была очень плохая. Но вот за несколько лет до моего появления во Фрунзе главный инженер Киргизского Министерства связи Константин Николаевич Ананьев показал, что не нужно обходить горные массивы, что через них проще перешагнуть. Была построена и начала работать радиорелейная линия Фрунзе (Бишкек)-Ош-Джалал-Абад всего с двумя промежуточными ретрансляторами на вершинах двух горных хребтов. Наша промышленность радиорелейных станций в то время еще не выпускала и Ананьев добыл трофейные немецкие приемо-передатчики «Рудольф» и «Михаэль». Из них немцы собирали релейные линии, работающие на очень коротких (сантиметровых) волнах, по этим линиям Генерал Паулюс из окруженного нашими войсками Сталинграда напрямую разговаривал с Гитлером, вызывая недоумение наших радистов. Бишкекская лаборатория не только сделала для меня привычными диапазоны сверхкоротких радиоволн, она показала как четко работают наши инженеры Оводов и Волчков, решая сложные или даже очень простые задачи. В данном случае они превращали одноканальный «Михаэль» в восьмиканальный – один переделанный аппарат позволял одновременно вести 8 разных телефонных разговоров вместо одного. У меня с Константином Николаевичем были прекрасные человеческие и деловые отношения, я с радостью обнаружил в Интернете, что через тридцать лет правительство все же оценило его, присвоив звание Героя Социалистического труда и назначив руководителем Управления радиорелейных магистралей и телевидения Министерства связи страны.


    Рудольф Сворень и Екатерина Сворень (Заславская). Москва, серебряная свадьба. (1973 г.)

    После двух лет работы во Фрунзе мы с Катей оформили отпуска и поехали в Одессу, к морю. Поехали, как обычно ездят – через Москву. А там почти все родственники и друзья–москвичи уговаривали нас никуда не уезжать, так как лучшего города чем Москва в России нет – и по стилю жизни, и особенно по снабжению. Кто-то даже нашел для меня работу с жильем. Я съездил, посмотрел, поговорил с тамошним начальством и согласился. А через месяц мы переехали в Москву, вроде бы навсегда.


    Студенты и преподаватели (Р.А. Сворень - третий слева в первом ряду) Радиотехнического отдела Центральной школы технической подготовки ДОСААФ СССР (1953 г.).

    Организация, в которую я пошел работать, находилась в пяти минутах ходьбы от железнодорожной станции Расторгуево, на этой станции останавливались электропоезда, которые шли из Москвы дальше или возвращались в город. До городской станции Павелецкая, где уже были входы в метро, поезд из Расторгуева шел примерно полчаса. Называлась моя организация «Центральная школа технической подготовки ЦШТП ДОСААФ СССР». В эту школу со всей страны местные радиоклубы, шоферские школы и группы противовоздушной обороны (ПВО) посылали своих преподавателей на двухмесячные курсы повышения квалификации. Так что в ЦШТП круглый год было от 3 до 12 разных (трех разновидностей) учебных групп по 20 человек в каждой. Должность моя называлась «Старший командир-инструктор радиокурса» - несколько часов в день я проводил на радиокурсе занятия по основам электро- и радиотехники. При этом оказалось, что сами курсанты помогли мне в дополнение к институтским запасам (не слишком, кстати, богатым) добавить или наново придумать описания и объяснения более простые и более понятные людям без специальной подготовки. Учение мое в основном состояло из того, что курсанты (в основном бывалые военные радисты) задавали мне вопросы, а я придумывал, как им ответить. Бывало кто-нибудь такой вопрос задаст, что я дома до полночи просиживал в поисках правильного и, главное, понятного ответа. Одним словом, не знаю чему я научил своих слушателей (хотя сами они говорили, что многому), но радиокурс ЦШТП за полгода приучил меня к тому, что рассказывать что-нибудь какой-либо группе слушателей нужно только на том языке, который они хорошо понимают. Оказалось, что только на этом языке, на отработанных его разновидностях, могут общаться со своими читателями школьные учебники, телевизионные диски, рассказывающие об учебных опытах, научно-популярные журналы.

    Кстати, дальнейшее активное изучение и использование этого языка связано для меня с переходом через 4 года на работу в журнал «Радио», который в те времена выпускало Издательство ДОСААФ. Я был переведен в журнал по просьбе его редакции в связи с нарастающими проблемами в отделе писем. Сотрудница отдела регулярно выполняла план, отвечая на 8 писем в день, а гора непрочитанных писем при этом все росла и росла. В первый свой рабочий день я ответил на 100 писем и эта цифра не связана с какими-либо моими личными талантами – просто открыв письмо, написанное на знакомом языке, я сразу понимал, что в нем спрашивается и знал, что надо ответить. Думаю, что высококлассный специалист с абсолютным знанием математики большинство писем тут же бросил бы в корзину для мусора, как непонятную ему бессмыслицу. Кончилось дело тем, что через пару недель мне поручили формировать и редактировать большой отдел (50 журнальных страниц из 64), где публиковались любительские схемы и конструкции, а также описание новых промышленных моделей. Первые 14 страниц каждого номера были отданы, так сказать, политическому отделу – он в основном писал о работе радиоклубов и о любителях, работающих в эфире.

    Газеты часто напоминали, что американцы готовятся в ближайшее время запустить искусственный спутник Земли, первый в мире аппарат для перемещения в космическом пространстве. Нигде не сообщалось что и в нашей стране ведутся работы в этой области, очевидно считалось, что сначала нужно дело сделать, а потом рассказывать о нём. Мы с нашим старшим редактором Еленой Петровной Овчаренко написали письмо «на самый верх», доказывая, что нужно рассказать о предстоящем запуске спутника и в нашей стране. Тем более, что в этом случае журнал «Радио» сможет сформировать большую группу радиолюбителей принимающих сигналы спутника. Не знаю какими путями перемещалось наше письмо, но ответ появился мгновенно – по указанию академика Сергея Павловича Королева в одном из институтов были подготовлены для журнала «Радио» три статьи о советских спутниках и их рабочих частотах.

    Советский спутник был запущен 4 октября 1957 года, он оказался первым в мире и открыл, как принято говорить, новую, космическую эру в жизни человечества. А если кто-нибудь из иностранцев начинал вспоминать засекреченность этого русского проекта, то иностранному исследователю советовали читать журнал «Радио», который можно купить в любом газетном киоске.

    Р. А. Сворень, 2016

    конец первой части, продолжение в статье "

    "Knowledge is power " - известная фраза («Знание - сила») не менее значима и в наши дни.

    Знание определяет профессионализм и ценность сотрудника, успешность компании, уровень развития государства и в итоге возможности всего человечества.

    Учителя, книги - это главная сила знаний, но и их успешность зависит от выбранной стратегии и от самого стиля объяснения учебного материала.

    Думаю, многие встречались с тем, как сложность и непонятность объяснений, равно как и одобрение заучивания, зубрежки приводит учеников или студентов к стойкому отторжению самого предмета. В то же время часто встречаешь преподавателей и авторов книг, которые так умеют подать материал, что он воспринимается легко, можно сказать, с радостью. Полученные в этом случае знания быстро находят путь к практическому применению.

    Книги и статьи Рудольфа Свореня обладают той удивительной способностью объяснить сложные вещи доступным и понятным языком, поэтому их так любят и ценят. Вот некоторые цитаты:

    «Книга редкая и отличная по содержанию и манере изложения. Рудольф Сворень вне конкуренции. Замечательные рисунки Фролова дополняют текст и увлекают еще больше. Сын подрастёт, обязательно распечатаю для него. Жаль, теперь таких книг не делают в принципе»

    Примерно так же оценивают то, что сделал Рудольф Анатольевич Сворень, который более 40 лет был редактором и автором в журнале «Наука и жизнь».

    «С удовольствием читал публикации Свореня в „Науке и жизни“ на протяжении многих-многих лет. Как-то он чувствовал грань между „простотой изложения“ и „примитивностью изложения“. Даже будучи уже вполне „образованным“, было интересно взглянуть на давно известную вещь как-бы со стороны, глазами пацана. И понимаешь, что если бы эта статья попалась тебе в отрочестве, то ты бы понял всё, о чем в ней говорится!»

    К сожалению, очень мало информации об этом замечательном человеке, поэтому мы хотели бы заполнить этот пробел - публикацией воспоминаний от Рудольфа Анатольевича (). И так же мы планируем организовать переиздание классической книги «Электроника шаг за шагом» (об этом в конце статьи).

    Вторая часть воспоминаний Рудольфа Анатольевича Свореня и его планы (публикуется впервые) :

    Мой переход в редакцию [журнала «Радио»] совпал по времени с невиданно быстрым прогрессом радиоэлектроники – появились и совершили переворот в схемотехнике серийные транзисторы, а вскоре их высокочастотные и достаточно мощные типы. Широко осваивались сантиметровые и дециметровые диапазоны. Были созданы новые технологии производства транзисторов, а затем и интегральных схем – достаточно вспомнить, что уже несколько лет выпускаются размером с почтовую марку интегральные схемы, в каждой из которых до трех миллиардов (!!!) сложным образом точно соединенных деталей. А ведь для того, чтобы получился миллиард песчинок, нужно собрать 6 тысяч мешков песка. Отметим, что вся эта новейшая техника выпускалась, как говорится, без прикосновения человеческой руки – её делали и проверяли автоматы.

    Думаю, не только передо мной встал в те годы вопрос – как познакомить людей с этим шквалом новой электроники. Когда рассказать о ней? О чём конкретно? Насколько подробно? Я не мог ответить на эти вопросы потому, что никак не мог разобраться в обстановке. Не мог разобраться, а решение почему-то принял правильное – я стал писать детские книжки об основах электро- и радиотехники. Первые две книжки вышли в 1963 году – мне тогда было 36 лет. Книжки эти были совершенно разные, но главный герой у них был один и тот же – радиоприемник. Во-первых, изучая его, юный радиолюбитель становился профессионалом. А во-вторых, он своими руками практически бесплатно мог сделать то, за что в магазине нужно платить. Каждый любитель наверняка запомнил счастливый момент, когда первый собранный им приемник чуть ли не сразу же заговорил или запел.

    А вот книги об основах электротехники и электроники дело не быстрое, я занимался ими 50 лет и последняя из этих книг «Электричество шаг за шагом» была напечатана в 2012 году.

    Всего же я написал и выпустил 13 больших книг (включая два перевода на другие языки и одну книгу, написанную в соавторстве), их общий тираж более 8 миллионов экземпляров. При этом сравнительно медленное создание и публикация книг практически не влияли на бурные события в личной и деловой жизни – под влиянием нарастающего своего интереса к многим различным областям науки я ушел из журнала «Радио» и несколько лет жил в режиме свободного журналиста. Печатался в газетах и журналах «Известия», «Неделя», «Правда», «Комсомольская правда», «Техника молодежи», «Вечерняя Москва», «АПН» и многих других. Однако пришел момент, когда достоинства свободной жизни перестали перекрывать её недостатки и в 1964 году я вернулся на работу в стабильный журнал – на этот раз в журнал «Наука и жизнь», считавшийся в те времена лидером всех научно-популярных изданий.


    Дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР Алексей Архипович Леонов в гостях у редакторов журнала «Наука и жизнь» - у главного редактора Игоря Константиновича Лаговского (второй слева), его заместителей Рады Никитичны Аджубей и Рудольфа Анатольевича Свореня (1969 г.).

    В этом журнале я поочередно по несколько лет заведовал несколькими ведущими отделами, дольше всего отделом физико-математических наук. А лет через двадцать меня утвердили членом редколлегии и вскоре назначили заместителем главного редактора. Вот здесь уж свободного времени совсем не стало – так или иначе я участвовал в подготовке каждого номера целиком и дважды читал каждый номер «насквозь». Так бы оно, наверное, продолжалось до полного ухода на пенсию, если бы не одно чрезвычайное событие – в апреле 1999 года я уехал в США без какого-либо понимания вернусь ли. Уехал я потому, что очень болел, сердце практически не работало – я уже и десяти шагов не мог пройти чтобы не остановиться и передохнуть. А назначенную мне операцию на открытом сердце - замену сердечного клапана - в наших больницах еще не делали. Состояние мое резко ухудшилось после того, как из-за неизлечимой онкологии ушла из жизни любимая жена Екатерина.

    Но не будем вспоминать негативные подробности, через месяц после приезда я уже жил в неплохой квартире в небольшом городе Малден, входившем в состав Большого Бостона. А еще через два месяца (после операции) я вернулся к жизни здорового человека и стал активно разрабатывать проблему, о которой раньше мог лишь изредка подумать из-за отсутствия свободного времени.


    Рудольф Сворень на приеме у Гари Христиансена, мэра города Малден (часть Большого Бостона, США) (2015 г.).

    Проблему эту можно было бы назвать так – «Создание новой системы среднего образования». Типичным примером такой системы можно назвать нашу нынешнюю российскую среднюю школу от 1-го до 11-го класса. Её задача помочь школьнику создать представление о мире, в котором мы живем, создать, как её часто называют, картину мира. Делается это путём изучения отдельных школьных предметов, например, биологии, химии, истории, геометрии, грамматики и других - из этого потом и складывается картина мира. Но складывается часто не очень удачно – как правило 70 – 80 процентов школьников не получают в школе знаний, которые им хотели бы передать учителя и учебники. При этом школьники часто перегружены занятиями и очень устают. Просмотрите, например, нынешние учебники биологии или химии – просто страшно от того, что школьники должны всё это знать. Причем, все это проблемы, существующие в школах многих стран, в частности России и Соединенных штатов.

    Мне кажется, что пришло время для серьезных изменений в среднем образовании, которые избавят его от нынешних недостатков. Конечно, создавать и обсуждать систему образования, а тем более изменения в ней, должны профессионалы педагоги, но выскажу и несколько своих соображений по этому поводу. Во-первых, всё учебное время нужно разделить на две примерно равные части - на 1-ю и 2-ю части системы среднего школьного образования – 1ССШО и 2ССШО. Часть 1ССШО отдается формированию картины мира, а часть 2ССШО углубленному изучению (в небольших группах) того, что понадобится в будущей профессии или для поступления в институт.

    Занимаясь школьной проблемой, я прежде всего пытался написать учебную книгу «Самое главное понять самое главное » (сокращенно книга «Самое главное…») для 1ССШО, то есть для создания картины мира. Книга «Самое главное…» должна быть такая, чтобы её даже без помощи учителя легко мог читать каждый школьник. Пока у меня получилась огромная рукопись объемом 1500 страниц. Чтобы дописать её, отредактировать, разделить на 10 – 12 небольших книжек и укомплектовать иллюстрациями понадобится много времени, думаю 5 – 6 лет. Я не стал всё остальное откладывать и сразу начинать столь большую по нужному времени работу, я начал готовить экспериментальное издание 6 сравнительно небольших писем-книжечек (50 страниц текста и примерно столько же страниц иллюстраций в каждой) с общим названием «Мир устроен очень просто». Часть из этих писем уже готова и надеюсь завершить эту работу за 2 года. Надеюсь, что 2-х лет хватит чтобы несколько изменить и улучшить вполне хорошие последние мои книжки об электричестве и электронике. И, наконец, два годы уйдут чтобы организовать выпуск простых конструкторов для радиолюбителей, возможно с использованием первых книжек про приемники.

    Как видите, план действий есть и что полезное для людей можно сделать вполне понятно. Единственное, что дает повод для размышлений так это то, что примерно через год мне будет (по крайней мере должно быть) девяносто лет.

    Р.А.Сворень, 2016

    Фотографии из личного архива Р.А.Свореня

    Фотографии из личного архива Р.А.Свореня



    В полдень три гостивших в Тбилиси кавказских сельских жителя - два молодых горца и одна из того же села барышня - стали при содействии земляков попутными пассажирами московского «Москвича» журналиста Рудольфа (слева) и его жены Катерины (вторая справа). К вечеру резвый автомобиль привез всю компанию, так сказать, домой - в небольшое село в предгорьях Эльбруса, где живут и работают три кавказских путешественника. На следующий день (смотри фото) гостепреимные хозяева провожали москвичей в дальнейший путь по горным дорогам - до нескольких школ в районе города Ставрополя, в которых школьники активно изучали электронику и готовились к встрече с автором своих учебных книг. Подобные контакты, кстати, полезны не только читателям, но и писателям, создателям книг. В процессе таких контактов писатели получают никем не правленное, собственное представление о мире, в котором мы живем, о его людях, о трудностях, с которыми они сталкиваются, и о том, как можно эффективно содействовать преодолению этих трудностей (1961 г.).


    Известным ученым страны и мира академикам М.В. Келдышу, В.А. Котельникову, Н.Г. Басову, А.М. Прохорову и другим, руководитель разработчиков Р.А. Сворень демонстрирует созданные его конструкторской группой электронные игрушки, управляемые звуковыми импульсами (1970 г.).


    На большой выставке, рассказывающей о развитии разных направлений советской электроники, побывал Председатель Совета Министров СССР Алексей Николаевич Косыгин (глава Правительства страны). Он, неожиданно для некоторых, провел много времени на стенде электронных конструкторов и игрушек, а беседуя с руководителем разработчиков Р.А. Своренем, отметил большие возможности радиолюбителей в содействии прогрессу техники (1970 г.).


    Встреча на другой стороне земного шара - в гостях в Шри-Ланке (остров Цейлон, недалеко от южных берегов Индии) у известного английского писателя Артура Кларка, более 50 лет прожившего в этой стране (1989 г.).

    Переиздание книги

    Небольшой инициативной группой мы планируем организовать переиздание книги Рудольфа Анатольевича «Электроника шаг за шагом», если вам интересно получить новый экземпляр этой замечательной книги - отметьтесь пожалуйста в

    • СОДЕРЖАНИЕ:
      День физики (3).
      Инженерия невидимых машин (физика помогает исследовать механизмы химических превращений) (14).
      Контуры невидимки (физические методы позволяют детально исследовать биологические объекты) (19).
      Компьютер смотрит в микроскоп (вычислительная техника не только освобождает исследователя от рутинной работы, но позволяет получить принципиально новую информацию об исследуемых объектах) (26).
      Фантастическая электроника (успехи физики твердого тела создали основу для становления микроэлектроники, для производства полупроводниковых интегральных схем) (28).
      Труженики «нулевого цикла» (фундаментальные исследования в области физики полупроводников открывают новые возможности для лазерной техники) (37).
      2:0 в пользу телевизора (успехи микроэлектроники сделали возможным массовое производство домашних телевизионных игр) (44).
      Отличный мастер ТМО (исследуя механизмы тепловых процессов, физики строят фундамент многих отраслей современной техники) (51).
      Надежды связаны с нейтрино (частица, которая когда-то считалась в принципе неуловимой, сейчас регистрируется во многих ядерных экспериментах) (61).
      Пробиться к центру Солнца (успехи ядерной физики помогают приблизиться к пониманию процессов, происходящих на Солнце) (69).
      Экспедиция за короной (во время затмений исследуются тонкие физические процессы на Солнце) (80).
      На старт выходят чемпионы (на Северном Кавказе работают крупнейший в мире оптический телескоп БТА и гигантский радиотелескоп РАТАН-600) (85).
      Микрорассказы про волны и фазы, а также про яблоко на Луне, сверхсветовые скорости и зеркало «Бонн - Бостон - Симеиз» (межконтинентальные интерферометры помогают астрофизикам исследовать очень удаленные звездные образования) (93).
      Вселенная прибавляет в весе (у галактик обнаружена огромная «скрытая масса») (101).
      Пятьсот тысяч бит с Венеры (советские ученые впервые осуществили телевизионную передачу с поверхности планеты) (106).
      Алло, Аэлита! (ученые пытаются оценить вероятность существования разумной жизни в других звездных мирах и намечают пути поиска внеземных цивилизаций) (119).
      Версия «Гигантская снежинка» (существует несколько объяснений грозного явления, называемого обычно падением Тунгусского метеорита) (128).
      За горизонт Вселенной (ученые работают над проектом гигантских космических радиотелескопов, которые значительно расширят возможности исследования Вселенной) (132).

    Аннотация издательства: В книге интересно и увлекательно автор рассказывает об актуальных исследованиях в некоторых областях физики, астрономии, космонавтики, электроники и знакомит учащихся с новейшими достижениями и проблемами науки.

    Есть два способа научить человека управлять автомобилем. Первый способ такой. Нужно посадить будущего водителя за руль и дать ему конкретную инструкцию: «Хочешь ехать вперед - опусти эту ручку вниз, хочешь ехать назад - подними ее вверх, прежде чем переставлять ручку - нажми на эту педаль, а когда переставишь - отпусти педаль, хочешь ехать быстрее - нажимай на ту длинную педаль, хочешь остановиться - нажми на эту квадратную педаль. Вот и все. Поехали…»

    А вот другой способ. Человеку, который хочет водить автомобиль, сначала нужно рассказать, хотя бы коротко, хотя бы в самых общих чертах, о том, как этот автомобиль устроен. Рассказать, как работает двигатель, что значит «включить зажигание», как мы изменяем количество рабочей смеси, поступающей в цилиндры, а значит, и число оборотов двигателя.

    Нужно рассказать, каким образом, через какие промежуточные механизмы двигатель вращает колеса автомобиля, что происходит при переключении скоростей, для чего нужно сцепление, и так далее. И уже только после такого рассказа можно показать, какие ручки и педали управляют теми или иными агрегатами, и пояснить, в каких случаях какую педаль нужно нажимать.

    Вряд ли стоит тратить время на анализ и сравнение этих двух способов обучения. Совершенно ясно, что первый из них не покажется разумным ни учителям, ни ученикам. И все же есть такая область техники, которую часто начинают изучать не головой, а руками. О чем идет речь? Представьте себе, что о радиоэлектронике.

    Разве мало людей, не зная основ электроники, пытаются построить какой-нибудь сложный электронный прибор - радиоуправляемую модель или телевизор? А сколько карманных приемников было построено любителями, не имеющими представления о принципах радиоприема, не знающими, зачем нужен тот или иной элемент в собранной ими схеме! И нужно сказать, что большинство этих приемников работало, а некоторые работали просто хорошо. (А вы думаете, водитель, которого учили лишь ручки переставлять да педали нажимать, не будет ездить на машине? Будет. Да еще как!)

    Так, может быть, отправляясь на завоевание страны Электронии, в самом деле нужно прежде всего вооружиться паяльником? Может быть, в этой загадочной стране все двери открывает пароль «делай сам»?

    На оба эти вопроса нужно ответить утвердительно. Но с оговоркой. Если вы не хотите понапрасну терять время на разгадывание известного или бросать работу, отчаявшись найти неисправность в схеме, когда обнаружить ее дело одной минуты, если вы не хотите повторять чужие ошибки и слепо копировать плохонькую схему, в то время как есть тысяча простых способов улучшить ее, одним словом, если вы не хотите блуждать впотьмах по путаным дорогам Электронии, запомните: пароль «делай сам» обязательно нужно дополнить словами «знай» и «думай».

    Эта книжка по возможности построена так, что описания конкретных электронных приборов, которые можно построить своими силами, переплетаются с рассказом об «архитектуре» и налаживании схем, об электрических цепях, их отдельных элементах. Однако все, что хотелось рассказать об основах радиоэлектроники, не удалось равномерно «перемешать» с описаниями приборов-самоделок. Потому что о некоторых вещах нужно знать еще до того, как вы возьмете в руки паяльник. Так появились в этой книге большие «блоки» основ электротехники и радиоэлектроники, в том числе и эта первая глава. А если кому-нибудь особенно не терпится «сесть за руль», если кто захочет сразу же пустить в ход паяльник, то пусть он, этот нетерпеливый человек, сразу берется за описания конкретных схем - а их в книге немало - и пропускает те разделы, которые покажутся слишком общими. Только заранее предупреждаем: выиграть на этом ничего не удастся!

    СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА…

    Прежде чем начинать рассказ о транзисторных усилителях, приемниках и генераторах, прежде чем чертить планы монтажа простых и сложных транзисторных аппаратов и писать формулы для расчета их узлов, одним словом, прежде чем знакомиться, как это обещано, со схемами на транзисторах, мы несколько отклонимся от своей цели. Мы совершим короткую, буквально на пять - десять минут, экскурсию совсем в другое государство - в языкознание. Цель этой экскурсии - познакомиться с несколькими необычными применениями нескольких обычных слов.

    По-видимому, в каждом языке существуют одинаково звучащие, но имеющие разное значение слова. Официальное название таких слов - омонимы. За примерами русских омонимов не нужно далеко ходить: это ключ- родник, ключ от замка, телеграфный ключ, гаечный ключ и ключ для чтения шифрованного письма. А вот еще примеры: три - число и три - глагол; нос на лице и нос корабля; совет - рекомендация, указание, как поступать, и Совет - орган власти (например, городской Совет).

    Омонимы, может быть, и полезны в каких-то случаях, например при сочинении шуточных стихов, но, в общем-то, конечно, существование одного общего слова для двух совершенно разных понятий очень неудобно. И, к сожалению, такие неудобства мы часто создаем сами. Причем не то чтобы по ошибке, не то чтобы случайно, а в силу какой-то небрежности, какого-то неуважения к чистоте и четкости родного языка.

    Примером такой небрежности может служить и слово «транзистор», которое с чьей-то легкой руки, к сожалению, стало омонимом.

    Слово «транзистор» родилось около двадцати лет назад. Именно так был назван новый усилительный прибор - полупроводниковый, или, как его еще тогда называли, кристаллический, триод. Само слово транзистор является своеобразным гибридом двух радиотехнических терминов - трансфер и резистор . Первое из этих слов (оно очень похоже на трансформатор) означает «преобразователь», «переносчик», «передатчик». Второе слово относится к электрическому сопротивлению, тому самому, на котором электрический ток выделяет мощность и которое входит в закон Ома, определяет ток в цепи и т. д. В общем же, слово «транзистор» можно расшифровать как «преобразователь сопротивлений», прибор, который передает, переносит сопротивление из одной цепи в другую.

    С чем связано такое название, мы увидим несколько позже, а пока лишь заметим, что оно, это название, характеризует главную «профессию» транзистора - его умение усиливать слабый электрический сигнал. Со способностью транзистора проделывать ряд «фокусов» и как бы изменять сопротивление цепи, по которой проходит электрический ток, как раз и связано то, что транзистор увеличивает мощность слабого сигнала, то есть усиливает его. По своему устройству транзистор- это миниатюрный полупроводниковый кристаллик (помещенный в пластмассовый или металлический корпус) с подпаянными или приваренными к нему тремя тонкими проволочками. Именно с их помощью транзистор включается в ту или иную электрическую цепь.

    Существует множество людей, которые возмутятся, познакомившись с нашим описанием транзистора. И совсем не за краткости или поверхностности этого описания. Существует множество людей, которые уверенно скажут, что наше описание в принципе неверно, что транзистор - просто маленький, переносный приемник, который можно слушать на пляже, на прогулке, в лесу, на рыбалке.

    Откуда взялось это второе значение слова «транзистор»?

    Скорее всего его автором был небрежный, малограмотный и, конечно уж, нелюбознательный человек. Увидел он впервые маленький приемник, услышал, краем уха, что в нем есть какие-то транзисторы, и, даже не узнав, что это такое, почему приемник так мал, чем он отличается от всех других, дал этому приемнику название «транзистор». И пошло оно гулять по свету. Невежество было закреплено печатным словом: транзистор-приемник появился в газетных и журнальных статьях.

    Понравилась статья? Поделитесь ей